«Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд!»

07.05.2015 14:22

Оборонительный рубеж

Татьяна родилась в эрзянской семье. И учёба в сельской школе, где все уроки вели русскоязычные педагоги, поначалу давалась ей тяжело. Но благодаря усердию и трудолюбию, которые крестьянские дети впитывают с материнским молоком, она и науки осилила. Отец Тани, Яков Иванович Устинов, героически воевавший на фронтах Первой мировой в армии под командованием генерала А. Брусилова, домой вернулся трижды георгиевским кавалером. Правда, императорские кресты счастья семье Якова не прибавили. Напротив, после 1917 года о существовании таких наград предпочитали даже не вспоминать. Жили Устиновы бедно, трудились в колхозе с утра до ночи. Три дочки помогали родителям по хозяйству.

В 1941-ом Таня едва успела сдать выпускные школьные экзамены, как по всему околотку пронеслось тревожное «22 июня фашистская Германия вероломно, без объявления войны, напала на Советский Союз…». Сельчане ещё толком и понять ничего не успели, но всех охватило ощущение трагедии.

2 сентября её с одноклассницами командировали во Владимирскую область на возведение оборонительных сооружений. До Навашина их везли в кузове грузовика, потом ещё 3 километра они шли пешком.

Как нарочно погода тоже решилась устроить им испытание. Вдруг в сентябре повалил мокрый снег с градом. Почему-то Маше больше всего запомнил та дорога на Муром – нещадно хлеставший по лицу холодный ветер, размытая дождём земля, в которой вязли ноги.

Под Муромом девчонок расселили по деревянным баракам. Удобства ограничивались лежанками для сна да длинными столами с лавками. Всего там трудилось около 7 тысяч человек из соседних областей, в основном женщины да молодёжь. Лишних вопросов никто не задавал. Рыли многокилометровые окопы от Коврова до города Гусь Хрустальный. Грянувшие некстати осенние морозы прочно сковали пропитанную влагой почву. И 16-летним девчонкам приходилось ломами долбить ледяную землю. После 12-часовой смены они просто падали от усталости. Зато кормили трудармейцев похлёбкой и кашей-размазнёй да ежедневно выдавали хлебный паёк. Юных девушек в первый же день ввергло в панику нашествие вшей. Спали-то все рядом. А эти резвые насекомые быстро расползались по головам вновь прибывающих. Времени на борьбу с паразитами не было. Оставалось единственно верное средство – бритва. Сбривали девичью красу и бабью радость наголо.

За два месяца, пока рыли траншеи, несколько раз над ними пролетали фашистские «ястребы» с крестами на крыльях. Благо, бомб на копошившихся на земле людей не сбрасывали. Но перепуганные гулом приближающейся смерти женщины в ужасе разбегались кто куда.

В ноябре Тяня с подругами вернулась в родную деревню. Понятно, о продолжении образования тогда и мыслей не возникало. Пошла работать в местный колхоз. 

Уже после Победы Татьяне Устиновой вручили медаль «За доблестный труд в 1941-1945 гг.».

 

Связист авиации дальнего действия

Отец Стёпы Кистанова – Василий Михайлович в годы Гражданской войны воевал в составе знаменитой 25-й Чапаевской дивизии. Дошел вместе с войсками Красной армии до Улан-Батора. Участвовал в разгроме войск Колчака, в борьбе с атаманом Семеновым и бароном Унгерном. В общем, тоже немало отличился на ратном поприще. Вернувшись в родное с. Пандас надумал жениться на односельчанке Анне. Но её родители, считавшиеся середняками, категорически воспротивились браку дочери с безлошадным Кистановым. Да, видно, боевой характер жениха и чувства молодых оказались сильнее. Василий и Анна сыграли свадьбу. В 1922-ом у них родился Стёпочка.

Смышлёный и ловкий, после семилетки он успешно отучился в школе трактористов. Нравилось ему командовать техникой. Окончив профшколу весной 1941-ого, он мечтал бороздить местные поля, растить хлеб… А тут война.

Военкомат направил мобилизованного Степана в училище связи. Освоив соответствующие премудрости военной профессии, Кистанов получил распределение в войска авиации дальнего действия СССР под командованием маршала Александра Голованова, которые выполняли задачи важного стратегического значения.

Связисты, понятно, в рукопашную не ходили, в воздушных боях не сражались. Но от четкости их действий порой зависел результат боевых операций.

До весны 1944-го ефрейтор Кистанов участвовал в обороне Москвы. Затем их перебросили на Украину. В частности, бомбардировщики дальней авиации СССР освобождали от фашистских оккупантов железнодорожную станцию Казатин в Винницкой области, которую также пытались захватить бандреровцы.

Позже Кистанов с однополчанами очищали от гитлеровских захватчиков Югославию, в мае 1944-го предотвратили захват немецкими авиа-десантниками лидера Народно-освободительной армии Югославии Броз Тито.

О своём фронтовом прошлом Степан Васильевич не любил рассказывать ни детям, ни внукам. Но иногда вспоминал, что югославское население встречало советских солдат как родных: люди выбегали к ним навстречу, улыбались, благодарили, угощали разными национальными вкусностями.

Связист Кистанов внёс свою лепту и в отражение наступления вермахта близ озера Балатон в марте 1945-го. За что был отмечен медалями «За отвагу» и «За Победу над Германией».

Правда, дойти до Берлина ему не довелось. Самое досадное – за почти четыре года на фронте Кистанов не получил ни одного ранения, а за месяц до Победы загремел в медсанбат…с воспалением лёгких. Их часть тогда оказалась на берегу Дуная. В Венгрии на деревьях уже вовсю зеленела свежая листва, под ногами стелилась изумрудная трава, в радостных птичьих трелях слышалось скорое окончание войны. И 23-летнему Степану нестерпимо, как жарким летом в детстве, захотелось искупаться в реке. Да лазоревые воды Дуная ещё не успели прогреться, и Кистанова угораздило простудиться. 

 

Трудовая династия

Демобилизовали его в 1946-ом. Вернулся в родное село. А вскоре женился на тихой скромнице Тане Устиновой. Заново собственными руками отстроил Степан старый отцовский дом, куда и привёл молодую жену. Там у них родились дети.

Более четверти века Степан и Татьяна добросовестно трудились в колхозе. Для фронтовика Кистанова ещё большей радостью казалась его реализованная мечта – бороздить поля на тракторе.

В город они переехали по необходимости. В начале 1970-х их колхоз в Горьковской области развалился. Кистановы перебрались в Саранск. Степан Васильевич, Татьян Яковлевна вплоть до пенсии работали на одном из местных промышленных предприятий, где трудовую династию Кистановых продолжили их сын Василий и дочь Анна.

А внук Сергей Васильевич – кандидат исторических наук, доцент Историко–социологического института Мордовского госуниверситета, с нежностью вспоминает о бабушке и дедушке:

- Дед у нас работал на заводе плотником до 67 лет, пока у него не случился инфаркт. Никаких льгот себе не просил. Когда ему, как ветерану войны, предложили автомобиль – отказался. Мол, зачем ему машина, пусть получит тот, кому она нужнее. Зато до последних дней он постоянно что-то мастерил – домик на даче, колодец, теплицы. Меня тоже в детстве научил держать в руках топор и молоток. До сих пор помню, как вместе с ним ставили забор на дачном участке. И табуретки, которые сделаны дедом, нам и сейчас служат. А главное – они с бабушкой своим примером учили нас честно относиться к своему делу, заботиться о близких и любить Родину.       


Мила МЕЛЬНИКОВА

«Известия Мордовии»