Тмениковский заповедник в Мордовии может превратиться в проходной двор
04.02.2013 13:39
Накануне горящего лета14 мая 2010 года «ИМ» опубликовали мою статью «В темниковских лесах проложат туристические маршруты. Профессор Ручин модернизирует заповедник в ручном режиме». На тот момент 35-летний доктор биологических наук, профессор кафедры зоологии Мордовского университета А. Б. Ручин всего месяц возглавлял заповедник. Но все проблемы вверенного ему учреждения хорошо знал, так как два года работал здесь по совместительству научным сотрудником. В той же статье были изложены основные проблемы и направления работы: в заповеднике нужно заниматься наукой; бороться с браконьерами всех мастей, для чего необходима техника; завершить строительство замороженного несколько лет назад нового административного здания; ремонтировать музей природы и некоторые хозяйственные объекты; развивать экотуризм.
Сейчас можно констатировать: многое из намеченного удалось выполнить. А пожары лишь на время «заморозили» планы модернизации заповедника. Тем не менее, приходится отметить и другое: модернизация оказалась далеко не бесспорной.
Браконьерство и экологический туризм
Из прейскуранта платных услуг хорошо видно, что экотуризм и браконьерство некоторым образом связаны. Можно за 900 рублей воспользоваться услугами гида-проводника или выбрать что-то другое. Например, катание на снегоходе и квадроцикле с 5-литровой заправкой бензина, что обойдется, соответственно, в 600 и 900 рублей в сутки. Примечание: катание осуществляется с государственным инспектором. А ему что, больше делать нечего, как экотуристов катать? В мае 2010 года А.Б. Ручин рассказал об абсурдной ситуации, когда за браконьерским снегоходом приходилось гоняться по снежной целине на тракторе и УАЗе. К тому времени заповедник превращался в проходной двор, зону экономических интересов браконьеров всех мастей. «Нужны минимум 4 снегохода, - говорил директор, - а лучше - по одному на каждом из 10-ти кордонов». Теперь есть и снегоходы, и квадроциклы, и другая техника, а браконьеры в заповеднике то лося, то кабана завалят (последний случай - в ноябре 2012 года). Госинспекторам некогда - надо ублажать экотуристов. С их потоком в заповедник позорное определение «проходной двор» наконец-то обрело настоящий и полный смысл.
Другой парадокс произошел с подменой названий. Перед пожарами директор планировал построить базу отдыха на оз. Инорка под экологические десанты школьников и студентов. Теперь в ценах на платные услуги говорится о турбазах и экотуристах. Согласитесь, это не одно и то же.
Пребывание на турбазах Павловского и Инорского кордонов стоит практически одинаково - от 600 рублей в сутки. На сайте заповедника размещены завлекательные фотографии природы и гостевые домики на 6 койко-мест (два) у Павловского кордона, да еще на самом кордоне один 6-местный. Баня с веником, благоустроенная кухня с газовой плитой (с баллонным газом), холодильником и т. д. Нечто подобное - и на другом кордоне. А ведь есть еще прокат 4-6-местных палаток. Так что летом число экотуристов на заповедных турбазах может существенным образом увеличиться.
Спрос огромный. Знакомый темниковец рассказал, что родственники из Саранска попросили заказать места на одной из турбаз на время зимних каникул, а мест нет, забито заранее - в основном желающими из Сарова. Но есть и из других городов. Еще бы! Пожить в заповеднике на сказочной природе - дорогого стоит! Не случайно на сайте заповедника размещены среди прочих вакансий - участковый инспектор, сотрудник опергруппы и специалист по экотуризму.
Вопросы директору...
Любопытная деталь. Среди вещей напрокат значатся: лодка, тренога, мангал, котлы и предоставление дров для костра. Значит, шашлычок под коньячок и водка под уху не возбраняются? Только из какого мяса и какой рыбы? Все остальное можно приготовить на газовой плите.
Может, застроить гостевыми домиками самые красивые заповедные места и охранять только их, а не территорию всего заповедника? Бог с ними, лесами и зверьем в них, как-нибудь выживут. Тогда деньги пойдут рекой. Кроме озера Инорка есть и другие озера-старицы и пруды.
Поселок Пушта стоит на самом въезде в заповедник и расположен по обеим сторонам пруда, построенного темниковскими строителями много лет назад. Искусственное, заметим, сооружение, а не природное озеро. И много лет по пропускам после инструктажа ловили в нем серебряного и красного карася удочками. Год от года получить пропуск становилось труднее. Вот поэтому-то пруду я и задал весной 2010 года вопрос А. Б. Ручину о возможности организации на нем платной рыбалки. Он ответил так: «Продумываем, как по примеру других заповедников организовать платную рыбалку». Потом - пожары, а в 2012 году пропусков никому не давали. Якобы пруд потерял много воды, и рыба ушла вместе с ней. Но ведь не вся вода и не вся рыба. Рыбаки попробовали раз-другой и перестали бы ездить, если бы не клевало. Поэтому у меня есть вопросы: не связано ли это с экотуризмом? Может, для них организована платная рыбалка, не афишируемая? Так когда же будет организована платная рыбалка на пруду? Со скидками рыбакам, участвовавшим в тушении пожаров в заповеднике, отмеченным за это различными наградами от местного до федерального уровней, начиная от Благодарственных писем и Благодарностей главы администрации района и выше. А по справедливости - не должны с них брать ни рубля за право ловли! И пенсионерам тоже скидки. Заповедник все-таки - государственное учреждение. Даже на подмосковных платниках частники предоставляют скидки.
Я помню, как пожар подошел вплотную к поселку Пушта. Вещи в узлах на поляне посреди поселка, немой ужас в глазах жителей, едкий дым на улицах... Среди других, остановивших огонь, были не только темниковцы, но и добровольцы со всей Мордовии. А в прошлом году им такой подарок - запрет на рыбалку. Обещанного ждут три года, как раз весной этого года срок и истечет. И что дальше?
... прокуратуре
Спору нет, заповеднику надо зарабатывать дополнительные средства. И против экологических троп не может быть возражений. Но законно ли создание турбаз для экотуристов, отвлечение сотрудников от выполнения ими непосредственных обязанностей для обслуживания экотуристов, используя технику, предназначенную для других целей? И вообще, как все это согласуется с природоохранным законодательством?
...ФСБ
Хорошо знаю, что Темниковский отдел Управления ФСБ РФ по РМ в числе других задач занимается и прикрытием Российского Федерального Ядерного Центра (г. Саров) от проникновения на его территорию посторонних лиц с территории Мордовии. Вот что рассказал об этом один из бывших начальников Темниковского отдела ФСБ: «Раньше жители и сотрудники заповедника сообщали нам о появлении там посторонних лиц. В 1999 году проводились масштабные совместные учения ФСБ и СВР. Тогда мы предотвратили проникновение террористов через нашу зону ответственности в Саров. А тому, что сейчас творится в заповеднике, я не нахожу объяснений. Сообщите об этих безобразиях в отдел ФСБ».
Что я и делаю. Вопрос: если неведомо, откуда приедут неведомые люди, ведомо ли это ФСБ?
Александр САЗОНКИН
«Известия Мордовии»