Почему жители Мордовии меняют действующие медицинские полисы?

28.01.2013 13:06

В последние две недели в редакцию «Известий Мордовии» стали поступать звонки читателей, в которых они делились  негативными впечатлениями от процедуры получения полиса медицинского страхования. Корреспонденты «ИМ» выехали на место, чтобы разобраться в сложившейся ситуации. 

Рузаевка. Офис «Росгосстрах-Мордовия-Медицина»

Рузаевка. Поликлиника на ул. Филатова, 10 часов утра.

 По нашим скромным подсчетам, в очереди за полисом обязательного медицинского страхования (ОМС) единого образца, который выдает компания «Росгосстрах- Мордовия-Медицина», стоит  более полусотни человек. Обстановка крайне нервозная.  Без очереди не могут пройти ни беременные женщины, ни матери с младенцами на руках, ни старики, с трудом держащиеся на ногах.  

Пенсионерка Анна Николаевна Куняева признается, что это ее второй поход  за полисом. 

- Кабинет выдачи полисов работает с 8 до 16 часов. Вчера я припозднилась и пришла не к открытию, а к 11-ти утра. Простояла 5 часов, но получить не успела. Сегодня пришла к семи утра, и по очереди я уже двадцать вторая!

Пенсионерку поддерживают десятки возмущенных голосов. 

- Мы оформляем на работе день за свой счет, чтобы подать заявление на оформление нового полиса! 

- Безобразие! Очередь идет крайне медленно, на каждого человека в кабинете тратят от 15 до 25 минут! 

- Как так можно, столько людей стоит в очереди, а прием ведет лишь один сотрудник страховой компании!

На вопрос корреспондента «ИМ», почему люди пришли менять действующие полисы, люди отвечают почти одинаково: 

- Со старым полисом не приняли в больнице, поликлинике, стоматологической клинике. 

Второй, более распространенный ответ: 

- Соседка, знакомая, родственники сказали, будто со старыми полисами нигде не принимают.

Заходим в кабинет по выдаче полисов. Замученная операционистка в который раз объясняет посетителю, как правильно оформлять заявление на получение полиса ОМС. Вписывая бесчисленные цифры, буквы, пожилые люди, да и молодежь часто ошибаются, и заявление приходится писать заново. 
- С нового года поток желающих получить полис увеличился в десятки раз, - рассказывает сотрудница страховой компании «Росгосстрах- Мордовия-Медицина» Елена Петрачева. - Работаю без перерыва на обед, даже в туалет на минутку выйти проблематично. Люди, утомленные ожиданием, настроены агрессивно. Они почему-то считают, что замена полисов – наша прихоть!

Директор филиала  ООО «РГС - Медицина» - «Росгосстрах - Мордовия - Медицина» Евгений Васильевич Трифонов так прокомментировал ситуацию:

- Для снятия напряженности специально для жителей Рузаевского района  наша компания с 1 февраля откроет дополнительный пункт выдачи полисов ОМС по адресу: г.Рузаевка, ул. Беднодемьяновская, д. 15 в здании Узловой больницы на станции Рузаевка ОАО «РЖД». Мы были вынуждены пойти на этот шаг, хотя повторю, большинство полисов, находящихся у граждан, – действующие, и менять их не обязательно. Медицинские учреждения обязаны обслуживать граждан по полисам старого образца.

Саранск. Офис «СОГАЗ-Мед»

В Саранске в офисе «СОГАЗ-Мед» по ул. Большевистской, 60 к 11-ти часам пришло более сотни человек. Прием граждан в двух кабинетах проводят восемь сотрудников страховой компании. Очередь движется значительно быстрее, чем в Рузаевке, поэтому настрой людей гораздо позитивнее. Среднее время ожидания в очереди - 3 часа.

Уставшие горожане не верят нам, что действующие полисы менять не нужно. В глазах застыл вопрос: почему в больнице  не приняли, а отослали в страховую компанию за полисом нового образца? 

Директор  мордовского филиала ОАО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед»  Людмила Николаевна Петрушкина выразила свое отношение к сложившейся ситуации:

- Мы выяснили, что в ряде  медицинских учреждений Мордовии гражданам действительно отказывают в оказании медицинской помощи по причине якобы «недействительных полисов старого образца». Людям отказывают в записи на посещение врача, в выписке бесплатных  лекарственных средств, даже при посещении врача на дому советуют поменять полисы.

От имени нашей компании 14 января 2013 года было направлено в адрес  всех главных врачей медицинских организаций, работающих в системе обязательного медицинского страхования, а их у нас 69, информационное письмо о недопустимости отказов гражданам, имеющим полисы ОМС «старого образца». Также было рекомендовано разместить информационный лист в регистратурах и приемных покоях медучреждений.  

В случае отказа в  медицинской помощи пациенту из-за отсутствия полиса  нового образца мы вправе применить штрафные санкции к медучреждению. За необоснованный отказ застрахованному  лицу в оказании медицинской помощи предусмотрен штраф в размере 4219,6 руб. за каждый случай нарушения, по заявлению застрахованного лица. 

Сотрудники нашей компании работают в усиленном режиме. Служба ОМС сегодня насчитывает 15 человек, 7 из которых работают в районных пунктах выдачи полисов. Кроме этого, в ближайшее время компания планирует ещё увеличить штат сотрудников. Мы принимаем ежедневно с 8.30 до 17.30.

Сегодня на всей территории России функционирует  круглосуточная консультативно - диспетчерская служба, так называемая «горячая линия». Граждане в любое время могут обратиться по бесплатному номеру телефона 8-800-100-07-02 и задать интересующие их вопросы, в том числе: в каких случаях необходимо менять полис,  как осуществить выбор медицинской  организации или врача, о правах застрахованных на получение бесплатной медицинской помощи, о видах и условиях ее оказания и т.д. 
Звоните, в том числе и в случаях отказа в медицинской помощи с полисом ОМС «старого образца».

Свою позицию обозначил и директор Территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС) РМ Юрий Иванович Машков: 

- Согласно ст. 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в РФ» полисы обязательного медицинского страхования, выданные до 1 января 2011 года, являются действующими до полной их замены независимо от срока действия, указанного на полисе. Но полисы с истекшим сроком действия также действительны на всей территории России.  Замене подлежат полисы  при смене фамилии, места жительства, в случае утери или физической непригодности к использованию. Полисы единого образца обязательно выдаются новорожденным.  Сейчас в Мордовии работают 2 страховые медицинские организации: «СОГАЗ» (ранее - ОАО «Газпроммедстрах») и «Росгосстрах-Мордовия-Медицина». Полисы, выданные другими организациями,  подлежат замене.Не стоит спешить менять полисы еще и потому, что Правительством РМ принято решение об обеспечении населения единой социальной картой, которая, начиная с января 2013 года, выдается всем жителям Мордовии на основании заявлений, а с 2014 года в обязательном порядке всем жителям, за исключением тех, кто изъявит письменное нежелание ее получить. Единая социальная карта будет включать в себя информацию и о полисе обязательного медицинского страхования. В связи с этим Территориальный фонд обязательного медицинского страхования РМ обращается к гражданам не терять свое время в очередях в страховых организациях для замены полисов действующих страховых организаций. ТФОМС гарантирует оплату медицинской помощи по полисам старого образца. В случае, если с граждан требуют незаконно полис нового образца, они могут обратиться в страховую компанию, выдавшую полис – телефон указан на полисе, или в ТФОМС РМ по телефонам: 47-47-27, 47-41-23, 47-81-99.

Ольга КЛЮЕВА.

«Известия Мордовии»