Законодатели регионов ПФО обменялись опытом работы

25.09.2012 11:03

Заместитель Председателя Государственного Собрания Республики Мордовия Р.З. Аширов принял участие в XXXII заседании Ассоциации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ ПФО.

20 сентября в Самаре прошло XXXII заседание Ассоциации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации ПФО.

В работе Ассоциации принял участие губернатор Самарской области Н.И. Меркушкин, руководство законодательных собраний регионов ПФО, представители Совета Федерации РФ и Государственной Думы, а также  заместитель полномочного представителя Президента в ПФО Л.В. Гильченко. На заседании Ассоциации обсуждался комплекс вопросов, связанных с эффективностью деятельности органов государственной и муниципальной власти в регионах ПФО, повышением доверия населения к деятельности законодательных и представительных органов власти, проблемам формирования и деятельности органов местного самоуправления. 

Выступая по основному вопросу повестки заседания, Р.З.Аширов отметил, в частности: «Анализ действующих правовых актов о правовом мониторинге позволяет сделать вывод о том, что развитие правового мониторинга изменило свое направление: мониторинг выведен из сферы исключительно научной деятельности, стало совершенно очевидно, что ему придается статус государственной функции.  Об этом свидетельствует закрепление в нормативных актах о мониторинге полномочий органов государственной власти (причем и федерального, и регионального уровня) по организации и проведению правового мониторинга.  

Однако возникают некоторые проблемные моменты, связанные с результативностью проведения мониторинга. Во-первых, рассматривая перспективы формирования и проведения мониторинга, мы должны учитывать самое главное – полученные результаты. Однозначно необходимо разработать   определенную программу действий именно по результатам мониторинга. 

Во-вторых, учитывая прежний опыт, представляется, что итогом мониторинга станут выводы о степени соответствия законодательства субъектов РФ о государственной и муниципальной службе федеральному законодательству. Но этого явно недостаточно.

Соответствующие полномочия уже были нормативно закреплены  и исправно выполнялись прокуратурой, Министерством юстиции РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Очевидно, что цели регионального правового мониторинга государственной и муниципальной службы должны быть иными: выяснение неработающих  институтов законодательства в указанной сфере; выявление причин отсутствия практики применения отдельных норм;  выявление внутренней  несогласованности в нормах, затрудняющей их применение; выявление правовых институтов, получивших избыточное правовое регулирование. 

В-третьих, так сложилась практика, что мониторингом правоприменения занимаются  служащие, не наделенные функцией собственно правоприменения. Именно этим во многом объясняется поверхностность итогов  проводимого мониторинга. Поэтому представляется очень важным привлечь к деятельности по мониторингу работников кадровых служб, членов аттестационных, конкурсных и иных комиссий, формируемых в рамках реализации законодательства о государственной гражданской службе.    В-четвертых, неразумно было бы полагать, что принятие ряда правовых актов об организации и порядке проведения мониторинга обеспечит эффективную деятельность в этом направлении. 

Например, разработки и принятия кодекса поведения государственного служащего явно недостаточно для того, чтобы он стал реализовываться на практике. Для этого нужно приложить значительные организационные усилия.

Опережающее  нормотворчество – это хорошо, только если на него есть общественный спрос, а если правовой акт принимается на опережение и годами морально устаревает, так и не став востребованным, – это подрыв доверия к продуманности действий власти. 

Во избежание подобных ошибок  дальнейшее правовое регулирование института правового мониторинга  нужно рассматривать в последнюю очередь. Мы должны опираться на уже действующие правовые нормы в данной сфере».

По итогам обсуждения вопроса о перспективах формирования и проведения мониторинга применения законодательства о государственной гражданской службе и муниципальной службе в регионах ПФО члены Ассоциации вынесли определенное решение рекомендательного характера. 

Особое внимание на заседании Ассоциации уделялось вопросу развития взаимоотношений органов законодательной (представительной) власти субъектов РФ и гражданского общества. Заслушав и обсудив выступление Председателя Самарской Губернской Думы В.Ф. Сазонова о практике взаимодействия Самарского законодательного собрания и институтов гражданского общества, Ассоциация вынесла рекомендации Государственной Думе РФ и законодательным собраниям регионов, направленные на совершенствование и оптимизацию механизмов и форм взаимодействия.

«Известия Мордовии»