Законодатели регионов ПФО обменялись опытом работы
25.09.2012 11:03
Заместитель Председателя Государственного Собрания Республики Мордовия Р.З. Аширов принял участие в XXXII заседании Ассоциации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ ПФО.
20 сентября в Самаре прошло XXXII заседание Ассоциации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации ПФО.
В работе Ассоциации принял участие губернатор Самарской области Н.И. Меркушкин, руководство законодательных собраний регионов ПФО, представители Совета Федерации РФ и Государственной Думы, а также заместитель полномочного представителя Президента в ПФО Л.В. Гильченко. На заседании Ассоциации обсуждался комплекс вопросов, связанных с эффективностью деятельности органов государственной и муниципальной власти в регионах ПФО, повышением доверия населения к деятельности законодательных и представительных органов власти, проблемам формирования и деятельности органов местного самоуправления.
Выступая по основному вопросу повестки заседания, Р.З.Аширов отметил, в частности: «Анализ действующих правовых актов о правовом мониторинге позволяет сделать вывод о том, что развитие правового мониторинга изменило свое направление: мониторинг выведен из сферы исключительно научной деятельности, стало совершенно очевидно, что ему придается статус государственной функции. Об этом свидетельствует закрепление в нормативных актах о мониторинге полномочий органов государственной власти (причем и федерального, и регионального уровня) по организации и проведению правового мониторинга.
Однако возникают некоторые проблемные моменты, связанные с результативностью проведения мониторинга. Во-первых, рассматривая перспективы формирования и проведения мониторинга, мы должны учитывать самое главное – полученные результаты. Однозначно необходимо разработать определенную программу действий именно по результатам мониторинга.
Во-вторых, учитывая прежний опыт, представляется, что итогом мониторинга станут выводы о степени соответствия законодательства субъектов РФ о государственной и муниципальной службе федеральному законодательству. Но этого явно недостаточно.
Соответствующие полномочия уже были нормативно закреплены и исправно выполнялись прокуратурой, Министерством юстиции РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Очевидно, что цели регионального правового мониторинга государственной и муниципальной службы должны быть иными: выяснение неработающих институтов законодательства в указанной сфере; выявление причин отсутствия практики применения отдельных норм; выявление внутренней несогласованности в нормах, затрудняющей их применение; выявление правовых институтов, получивших избыточное правовое регулирование.
В-третьих, так сложилась практика, что мониторингом правоприменения занимаются служащие, не наделенные функцией собственно правоприменения. Именно этим во многом объясняется поверхностность итогов проводимого мониторинга. Поэтому представляется очень важным привлечь к деятельности по мониторингу работников кадровых служб, членов аттестационных, конкурсных и иных комиссий, формируемых в рамках реализации законодательства о государственной гражданской службе. В-четвертых, неразумно было бы полагать, что принятие ряда правовых актов об организации и порядке проведения мониторинга обеспечит эффективную деятельность в этом направлении.
Например, разработки и принятия кодекса поведения государственного служащего явно недостаточно для того, чтобы он стал реализовываться на практике. Для этого нужно приложить значительные организационные усилия.
Опережающее нормотворчество – это хорошо, только если на него есть общественный спрос, а если правовой акт принимается на опережение и годами морально устаревает, так и не став востребованным, – это подрыв доверия к продуманности действий власти.
Во избежание подобных ошибок дальнейшее правовое регулирование института правового мониторинга нужно рассматривать в последнюю очередь. Мы должны опираться на уже действующие правовые нормы в данной сфере».
По итогам обсуждения вопроса о перспективах формирования и проведения мониторинга применения законодательства о государственной гражданской службе и муниципальной службе в регионах ПФО члены Ассоциации вынесли определенное решение рекомендательного характера.
Особое внимание на заседании Ассоциации уделялось вопросу развития взаимоотношений органов законодательной (представительной) власти субъектов РФ и гражданского общества. Заслушав и обсудив выступление Председателя Самарской Губернской Думы В.Ф. Сазонова о практике взаимодействия Самарского законодательного собрания и институтов гражданского общества, Ассоциация вынесла рекомендации Государственной Думе РФ и законодательным собраниям регионов, направленные на совершенствование и оптимизацию механизмов и форм взаимодействия.
«Известия Мордовии»