22 сентября жители Мордовии присоединятся к Дню без автомобиля

21.09.2012 12:12

22 сентября – единственный день в году, когда автомобилистам (и мотоциклистам тоже) предлагается хотя бы на 24 часа отказаться от использования потребляющих топливо транспортных средств. В некоторых городах и странах в этот день проходят специально организованные мероприятия, девиз которых – «Город как пространство для жизни».

Братоубийственный снаряд

Акция, которой в этом году исполняется 10 лет, проводится с 16 по 22 сентября под эгидой Еврокомиссии и в сотрудничестве с Международной ассоциацией общественного транспорта. Все мероприятия, проводящиеся в течение этой недели, призваны напомнить о негативном влиянии автомобилей на окружающую среду и как бы подтолкнуть людей к идее о необходимости пользоваться альтернативными средствами передвижения.

По статистике, каждую минуту в мире с конвейера сходит одна новая машина. В часе – 60 минут, в сутках – 1440, а в году – 525600. Только вдумайтесь в эти цифры! Каждый день автомобили убивают на дорогах более 3 тысяч человек. Кроме того, более 90% загрязнения атмосферы приходится именно на долю автотранспорта. При этом темпы производства автомобилей продолжают расти: машины находятся на третьем месте среди самых рекламируемых товаров после алкоголя и табака.

Приблизительно с 70 х гг. прошлого века власти отдельных городов стали вести поиск методов решения экологической проблемы – развития общественного транспорта и стратегий «пересаживания автомобилистов в трамваи».

Впервые акция «День - без автомобиля» прошла во Франции в 1998 г. Тогда в ней участвовали около двух десятков городов. Через три года к движению присоединились более 1000 городов в 35 странах мира, в частности, в Японии, Бразилии и Канаде.

На родине акции, во Франции, 22 сентября для автомобильного транспорта традиционно перекрываются дороги центральной части Парижа. На улицах можно увидеть лишь такси и электромобили. Для тех, кто боится опоздать на работу, предлагаются велосипеды, которые можно получить бесплатно под залог удостоверения личности. Многие мегаполисы мира проводят своеобразные велодемонстрации, первая из которых состоялась в 1992 г. в Сан Франциско. Тогда в ней участвовало лишь 48 человек. Но благое дело получило развитие: сейчас количество городов-участников достигает 230. Самые массовые демонстрации проводятся в Лондоне, Сиднее, Мельбурне, Сан Франциско и Будапеште. Например, в Будапеште число демонстрантов доходит до 30 тысяч человек. Лозунг всех демонстраций един: «Мы не мешаем движению, мы сами – движение».

Велосипедистам – льготы 

По приблизительным оценкам, в акции «День - без автомобиля» каждый год участвуют более 100 млн. человек в 1500 городах мира.

В России, к сожалению, повсеместными и определяющими эти идеи пока не стали. Как правило, власти наших городов продолжают игнорировать это мероприятие и не торопятся рассматривать проблему перегруженности городов машинами всерьез.

Первыми инициативу проведения Дня  без автомобиля поддержали Белгород (2005 г.), Нижний Новгород (2006 г.) и Москва (2008 г.). В 2009 г. к ней присоединился Калининград. В 2010 г. мероприятия в честь Дня без автомобиля впервые организовали сторонники Всемирного фонда дикой природы (WWF) России и местные власти в Санкт Петербурге, Ставрополе, Твери, Чите и десятках других городов. Например, в Москве жителям столицы, которые отказались от поездок на своем авто, предложили воспользоваться льготными  билетами на автобусы и трамваи, которые стоили в два раза дешевле, чем обычно – 12 рублей.

Однако обходиться без машины в российской столице пока не просто: велосипедных дорожек нет, а общественный транспорт переполнен и по комфортности все еще оставляет желать лучшего. Массовое развитие велосипедного движения в Москве заложено в Генплане строительства города до 2025 года. Согласно ему, в столице планируется проложить десятки километров специальных дорожек, создать стоянки для велосипедов у торговых центров и пункты проката велосипедов.

«Ласточки» - на стоянки 

Проблемы москвичей с каждым годом все более органично становятся и нашими проблемами. Саранск – исконно провинциальный город, в лучшем смысле этого слова. Он строился в те времена, когда по некоторым улицам кое-где еще бегали гужевые повозки. Есть такие места в городе, где еще 10 лет назад буквально «не ступали шины» автомобиля, а сейчас все заставлено четырехколесными «друзьями человека». 

Если в конце 2009 года в Мордовии было 176 тыс. автомобилей, то сейчас их свыше 240 тыс. (примерно по 1 авто на 3 жителей республики). Львиная их доля приходится, разумеется, на Саранск. Ежегодный прирост автопарка, таким образом, превышает 30 тыс. единиц, предположительно, эта тенденция в дальнейшем будет только усиливаться. 

Что касается велосипедного движения, то Саранск в этом смысле также мало чем отличается от Москвы. Мы знаем это, так как испытали все на собственном примере. В начале мая «Известия Мордовии» проводили велопробег, который дал неутешительные результаты. Отсутствие специальных дорожек или хотя бы велосипедных зон на наших автодорогах, неодобрительные возгласы, доносящиеся из кабин автомобилей, и кручение пальцем у виска – это далеко не полный набор проблем, с которыми пришлось столкнуться журналистам. Слава Богу, что тогда все обошлось без серьезных происшествий. Но это – не наша заслуга, а сопровождавшей редакционной «Газели». Улицы города отданы на откуп автомобилистам, которых в рамках приличия еще хоть как-то держат лишь выросшие штрафы. Не будь их, боюсь, что движение на наших дорогах давно превратилось бы в хаос. 

Если рассматривать проблему комплексно, то нужно учитывать не только и не столько транспортный аспект, сколько экологический. Все время увеличивающаяся армия авто- и мотосредств чистоте нашего с вами воздуха, а также воды и газонов во дворах явно не способствует. Живая природа – разумная и саморегулируемая субстанция, но не стоит ждать того момента, когда она сама «урегулирует» нас с вами.   

Давайте для начала проведем хотя бы один день с пользой для себя и природы и оставим родные «ласточки» на стоянках. 

Александр Пьянзин.

«Известия Мордовии»