Уроженец Мордовии генерал-лейтенант технических войск М.И. Кормилицын внес вклад в успех операции «Багратион»

14.05.2012 14:08

Склоняя головы перед героями Великой Отечественной войны, мы не вправе забывать и солдат, офицеров и генералов, не сражавшихся на передовой, но сделавших свой огромнейший вклад в общее дело Великой Победы: всех тех, кто отвечал за лечение бойцов, за техническое обслуживание и ремонт танков и самолетов, за подвоз боеприпасов. Сложные и ответственнейшие задачи поставок горючего на фронта Великой Отечественной с честью выполнял наш земляк, уроженец рузаевского села Ключарево, генерал-лейтенант технических войск Михаил Иванович Кормилицын. В течение всей войны он возглавлял Управление снабжения горюче-смазочными материалами Действующей Армии и Военно-морского флота. О поистине боевых буднях генерал-лейтенанта Кормилицына рассказывает научный сотрудник Мемориального музея военного и трудового подвига 1941-1945 годов Т.М. КОСТРИГИНА.

Оборона Ленинграда

- Непосредственно перед Великой Отечественной войной многие опытные специалисты Главнефтеснаба при Совнаркоме СССР были откомандированы в армейское Управление снабжения горючим (УСГ), - говорит Т.М. Костригина. - В их числе был и начальник Главнефтеснаба М.И. Кормилицын. В декабре 1941 года он был назначен заместителем, а в январе 1942 - начальником УСГ Красной Армии. С 1942 года Кормилицын - генерал-лейтенант технических войск по снабжению Красной Армии горючим.

В 1942 году М.И. Кормилицын был одним из руководителей строительства трубопровода, снабжавшего горючим войска, флот и промышленность осажденного фашистами Ленинграда. От этих поставок напрямую зависела оборона города! За 50 дней нефтепровод протяженностью 29 км (в том числе 21 км - под водой) был проложен по дну Шлиссельбургской губы Ладожского озера, причем все строительные работы выполнялись нередко в штормовую погоду, в пределах досягаемости огня фашистских батарей. Трубопровод проработал 20 месяцев, приняв 41 тысячу тонн нефтепродуктов для блокированного Ленинграда - около одной трети от всего объема поставок горючего для осажденных.

- В ведомстве М.И. Кормилицына, - продолжает Т.М. Костригина, - находились и военные полевые складские трубопроводы, которые часто использовались для обеспечения войск горючим, особенно при преодолении водных преград. Это сборно-разборные трубопроводы через Волхов, Оку, Дон, Днепр, Вислу и Дунай. К примеру, протяженность трубопровода через Днепр составляла 2,7 км, из которых 1 км был проложен прямо по поверхности воды с использованием бочек-поплавков. По таким трубопроводам обеспечивалась подача 300-400 тонн топлива в сутки.

Бензин для Покрышкина

- Управление снабжения горючим не просто обеспечивало войска топливом, - отмечает Т.М. Костригина. – Часто от его работы напрямую зависела боеготовность и надежность авиатехники. Так, в 1944 году при подготовке операции Белорусской стратегической наступательной операции «Багратион» в авиационном полку А.И. Покрышкина возникла проблема: пилоты, летающие на американских истребителях «Аэрокобра» (Bell P-39 «Airacobra» – «ИМ»), поступавших из США по ленд-лизу, столкнулись со случаями отказов моторов во время боя. Выяснилось, что «Кобры» эксплуатировались на бакинском авиабензине Б-70, в то время как по формуляру самолеты должны были заправляться бензином с октановым числом не менее 75.

Вопрос об обеспечении полка А.И. Покрышкина таким бензином обсуждался в высших эшелонах власти. Вскоре в кабинете Кормилицына раздался телефонный звонок. Говорил начальник тыла Красной Армии генерал Хрулев: «Михаил Иванович! Вас вызывает товарищ Сталин с докладом по обеспечению горючим полка Покрышкина. Пропуск в Кремль Вам заказан на сегодня на 11-00. Предварительно основы вашего доклада прошу согласовать со мной».

После того, как доклад был одобрен Хрулевым, Михаил Иванович прибыл в Кремль. Его пригласили в кабинет Сталина. Тот поднялся из-за стола и сказал: «Товарищ Кормилицын! Для нас участие Покрышкина в операции на самолетах «Кобра» имеет большое - как политическое, так и военное - значение. Фашисты боятся Покрышкина. Когда он вступает в бой, в немецком эфире раздается паническое предупреждение: «Ахтунг! Ахтунг! В воздухе Покрышкин!». Поэтому вопрос о его участии в боях очень серьезен. Слушаю Вас».

Кормилицын был краток: «Товарищ Сталин, по техническим причинам Баку не может выработать авиабензин с октановым числом более 70. Единственным решением вопроса может явиться смешение бакинского бензина с небольшим количеством изооктана, имеющего октановое число 100, который поставляется в нашу страну из США по ленд-лизу. В Москве имеется небольшое количество изооктана, которым нельзя обеспечить даже эскадрилью из полка Покрышкина. Основная масса изооктана разбросана по аэродромам на линии Транссибирской магистрали от Тихого океана до Москвы. Для решения задачи необходимо собрать весь изооктан, который сейчас используется для дозаправки американских самолетов на промежуточных аэродромах при их перегоне самолетов из Владивостока на фронт. На базе этого изооктана необходимо приготовить авиационный бензин с требуемым октановым числом. Для этого целесообразно срочно транспортировать изооктан со всей трассы в Москву».

Сталин ответил: «Я даю Вам «зеленую улицу» для транспортировки изооктана со всей трассы от Владивостока до Москвы. Обеспечьте Покрышкина высокооктановым бензином. Времени до начала операции «Багратион» осталось мало. За выполнение задания отвечаете лично. Завтра утром срочно вылетайте во Владивосток».

Господство авиации

Во Владивостоке Кормилицына уже ожидал загруженный изооктаном эшелон, который сразу отправился в путь. «Зеленая улица» действовала безукоризненно. На всех перегонах эшелон пропускался в первую очередь. В Хабаровске и на других станциях (за исключением Читы и Новосибирска) к составу прицепляли вагоны, загруженные 100-литровыми бочками с изооктаном.

В итоге необходимое количество изооктана было собрано и доставлено на склад в Реутово. Там его смешали с авиационным бензином Б-70. 1 июня 1944 года получившийся высокооктановый бензин под маркой Б-75 поступил в полк А.И. Покрышкина. Испытательные полеты «Кобр» на новом топливе показали, что матчасть самолетов работала надежно. Летчики даже отметили некоторое увеличение мощности двигателей и скорости полета истребителей. Всего для обеспечения первого этапа операции «Багратион» (которая завершилась полным разгромом центральной группировки фашистов и освобождением Белоруссии) для самолетов было приготовлено по 20 заправок бензином Б-75. В течение всей операции превосходство советской авиации в воздухе было подавляющим.

За годы военной службы М.И. Кормилицын был удостоен 18 наград, в том числе ордена Красной Звезды, орденов Боевого и Трудового Красного Знамени, польского военного ордена «Крест Грюнвальда» III степени и болгарского ордена «За военные заслуги» II степени. Огромным, тяжелым трудом были заслужены эти регалии!

Богатый архив фотографий и личных вещей Михаила Ивановича – более 200 единиц хранения - находится в экспозиции Мемориального музея военного и трудового подвига 1941-1945 годов. Большая витрина в Зале полководцев рассказывает гостям музея о нашем прославленном земляке. Особое внимание посетителей привлекают форменный мундир М.И. Кормилицына с орденскими планками, его генеральская фуражка и кортик генерал-лейтенанта.

Сбором материала и формированием фонда М.И. Кормилицына занималась О.А. Майорова, в то время работавшая заместителем директора музея по научной работе. Она переписывалась с родными Михаила Ивановича, встречалась с ними лично. Благодарные потомки не забудут самоотверженный труд генерал-лейтенанта Кормилицына!

Александр ЕФРЕМОВ.

«Известия Мордовии»