В. Литюшкин: «Согласованность исполнительной и законодательной властей - основной атрибут демократии»
12.05.2012 10:23
Начал свою работу новый созыв Государственной Думы, приступил к исполнению своих полномочий вновь избранный Президент России. Люди вложили свои ожидания в избирательные бюллетени. Страна продолжает ранее избранный путь к представительной демократии. Шаги делаются последовательные и лишь начало пути может послужить оправданием неустойчивого эффекта.
Становление политической системы России началось с 1993 года, когда после упразднения Верховного Совета и Съезда народных депутатов РСФСР гарантом стабильности в обществе стала новая Конституция Российской Федерации, проект которой был принят на всенародном голосовании в тот же день 12 декабря, когда прошли и выборы в обе палаты Федерального Собрания.
Путь от Совета народных депутатов к профессиональному парламенту показал необходимость дальнейшей демократизации законотворческой деятельности при соблюдении общных федеральных и региональных интересов.
Эффективность работы парламента в условиях развития гражданского общества, основанного на демократии, должна быть продиктована некоторыми факторами, на которых хотелось бы остановиться более подробно, чтобы наглядно показать те изменения, которые происходят в настоящий момент.
Во-первых, усиление роли парламента при переходе к новому этапу общественных отношений невозможно без повышения партийной конкурентности и устранения безоговорочного влияния руководящей партии. Внесение поправок в закон о партиях, которые упростили процедуру создания политических партий в марте этого года, позволили избирателям реализовать право на существование многопартийной системы.
Во-вторых, для устранения своеобразного «лоббизма» в сфере формирования Совета Федерации, т.е. влияния финансово-экономических структур по продвижению «своих людей» в верхнюю палату парламента, в настоящее время ведется работа по совершенствованию закона о формировании Совета Федерации. Свою недавнюю статью в газете «Известия Мордовии» от 11 апреля, которую в целях повышения роли парламента в жизни нашей страны я посвятил этой теме, рассказав о статусе и функциях Совета Федерации.
В-третьих, эффективность работы парламента повышается путем привлечения к публичному обсуждению законопроектов, затрагивающих все стороны нашей жизни, давая возможность охватить и учесть большинство мнений при решении острых общественных задач. Ведь законодательный процесс включает не только разработку закона, его принятие, одобрение, но и прогнозирование результатов его действия, его целесообразность.
В-четвертых, предварение в нашу жизнь так необходимой реформы избирательной системы. Совет Федерации – представительный орган. Суть представительства заключается в выборном характере приобретения полномочий представителей населения. Выборы являются основным принципом демократии, т.е. народовластия. Уже дважды я реализовывал это право, заступая на должность члена Совета Федерации. Свое решение пройти через выборы я принимал осознанно, когда не было возведено в требование привязать сенаторов к месту избрания, когда не требовался голос избирателя, за которым стоит конкретный человек. И сейчас я горд за те шаги, т.к. в новом проекте закона о формировании Совета Федерации уже каждый претендент на эту должность обязан пройти через эту процедуру. Это обязывает каждого жителя знать своего представителя в Совете Федерации, знать того, кто будет отстаивать его интересы. В любом гражданском обществе любая из ветвей власти должна стоять на страже интересов граждан, соблюдая их права. Для этого в своё время создавались и общественные приемные партии «Единая Россия», партии – выразителя общественных интересов.
Заканчивая, отмечу, что принимаемые законы должны отражать насущность проблем, а исполнение законов должно быть строго регламентировано, ведь основным атрибутом демократии является согласованность исполнительной и законодательной властей.
В. Литюшкин, член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
«Известия Мордовии»