Вадим Абдрашитов рассказал о главной причине кризиса в отечественном кино

04.05.2012 11:41

Поговорить с ним – всё равно, что… ну, не знаю… с Феллини. Я не сравниваю – пытаюсь масштаб задать. Хотя бы приблизительный. Прижизненный классик отечественного и мирового экрана (от перечисления званий и наград увольте, Википедия есть). Из равновеликих - ну, Соловьев с Михалковым. Ну, Герман, Тодоровский, Кончаловский (отцы, разумеется), ну, Муратова, Панфилов, Митта – эти, правда, постарше. Из помоложе – Шахназаров. А больше – навскидку и сколько-нибудь объективно – рядом и поставить-то некого. Его фильмы «Остановился поезд», «Парад планет», «Слуга», «Пьеса для пассажира», «Время танцора» я пересматриваю по разу-то в год точно, что и всем настоятельно рекомендую. Раньше их и по телевизору крутили, но тут как с известным ответом армянского радио на извечный вопрос, что было раньше: курица или яйцо – раньше всё было!..
Общаться с мастером – удовольствие в чистом виде. Ни тени менторства, ни намека на высокомерие (представил на его месте того же Никиту Михалкова – вот был бы театр!).

Вадим Юсупович бывал в Саранске и прежде, в 80-х, по линии Бюро пропаганды советского искусства – приезжал представлять свои новые картины. На сей раз его занесло к нам «в качестве телохранителя и грузчика» жены, известного художника Нателлы Тоидзе, выставка работ которой открылась на прошлой неделе в музее Эрьзи.
«Город неузнаваем, - отметил гость, не дожидаясь коронного вопроса журналистов, - восхищает обилие строительных кранов, молодежи». Правда, не удержался от шпильки насчет «своеобразной окраски» Театра оперы и балета (многих она почему-то не оставляет равнодушными, а по мне так очень хорошо), где, собственно, и состоялась встреча. И дальше – за кино. То есть, жизнь. Что для него практически одно и то же: «…мы ведь как мерили: на этой картине сын родился, на той – дочь». К слову: сын пошел в отца (по первому образованию Вадим Юсупович физик), а дочь по стопам матери – театральный художник, успешно работает по всей России и ближнему зарубежью. Сам в настоящее время работает над двумя новыми проектами - «один подороже, другой подешевле». Проще говоря, ищет деньги на новые фильмы. В свои 67 выглядит от силы на пятьдесят с хвостиком. Преподает во ВГИКе, но сам уже почти десять лет не снимает. А его бессменный на протяжении четверти с лишним века соавтор-сценарист Александр Миндадзе работает с другими постановщиками.

Почему же распался столь долговечный, а главное, невероятно успешный тандем?
- Поразительно, что он вообще так долго просуществовал. Это уже аномалия. Всякий раз, начиная новую картину, мы ставили перед собой какие-то совершенно новые задачи, выходя на съемочную площадку, я чувствовал себя абсолютным дебютантом. Какое-то время общность замыслов не давала распасться. А потом Миндадзе пошел по пути почти всех опытных кинематографистов – в самостоятельную режиссуру. Он очень талантливый человек, часто бывал на съёмках, всё знает и понимает. Это вполне естественно. Сделал две картины и, кажется, работает над третьей. (Я видел оба фильма-катастрофы Миндадзе – и «Отрыв», и «В субботу», до жути напоминающие многие их совместные работы – и в обеих мне катастрофически не хватило филигранно точной и тонкой режиссуры Абдрашитова).


О кризисе мирового кино
- То, что сейчас снимают американцы, – разве это можно сравнить с «Полетом над гнездом кукушки», с «Кабаре», с «Последним нарядом»? Сейчас «Оскар» получают за успехи производства и проката, а в киноискусстве провал. То же самое с французами, с итальянцами. Ту же полосу переживает и Россия. Вообще, если говорить о кризисе в искусстве, его причина в кризисе идеи жизни. Не сформулированной на сегодняшний момент. Идея власти насчет накопления частного капитала – это забота всякого отдельного человека, но никак не общая задача общества. И отсутствие ясной идеи жизни общества и даёт о себе знать в качестве литературы, кино и т.д. Молодые, хорошие сами по себе люди, многие из которых способны, а может быть даже и талантливы, совершенно дезориентированы, они не понимают, где живут, куда идут. Отчего на главный вопрос: «Что ты хочешь?» - ответить не могут. А потом занимаются клонированием сцен псевдомелодраматического и квазипатриотического толка, окончательно вытеснивших всё сколько-нибудь настоящее и отличающихся друг от друга лишь постоянным нарастанием насилия на экране. Таким, какого нет ни в одной стране мира. Государство это допускает. Странно, что власти это безразлично.
О главной причине кризиса в отечественном кино
- Беда в чудовищном уровне абитуриентов. Раз в пять лет, набирая группу, думаешь: боже, хуже уже просто не может быть! Но проходит пять лет и оказывается – может… Уровень школьной подготовки – прежде всего, гуманитарной - чрезвычайно низок. Занятия приходится начинать с принуждения заново одолеть школьную программу: прочесть «Отцы и дети», «Евгения Онегина» и т.д., а на зимние каникулы задавать «Анну Каренину», что-то из зарубежной классики, заставлять посещать театры, выставки. На этот ликбез уходит непростительно много времени и сил… Для начала государство должно ответить на вопрос: культура вообще нужна? То, что оно делает, вызывает серьезные сомнения в ее необходимости. А именно: внедрение единого госэкзамена – удар по образованию. Сокращение часов преподавания русской литературы – то же самое. Политика, которую ведет телевидения, – то же самое.

Почему никогда не обращался к экранизации классики?
- Кино - искусство более грубое, чем литература, это совсем другая поэтика. Платонов завораживающий, а как его снимать?.. Так еще никем и не воплощен гениальный «Герой нашего времени»… У Гоголя такие поразительные вещи, что дай бог, кинематограф их освоил бы – любой Гарри Поттер отдохнет…
Об инфантилизации современного искусства
- Я пришел в режиссуру в 25 лет, успев сделать карьеру начальника крупного цеха завода электроламповых приборов, и боялся, что буду самым старшим на курсе. А оказался средним. Кроме меня Ромм взял профессионального писателя, профессионального актера, профессионального боксера. Среди нас был даже летчик-реактивщик. Что естественно. Люди, идущие на смыслообразующие специальности – режиссер и сценарист, – должны хоть немножко знать жизнь. Большинство из нас было уже замарано высшим образованием. По тогдашнему закону человек должен был отработать три года по специальности и мог снова поступать в вуз. Бесплатно. А сейчас идеальный абитуриент – вчерашний школьник. О чем может рассказать он зрителю? В лучшем случае, о своих первых чувствах, о первом опыте социализации. А огромное количество ВЗРОСЛЫХ молодых людей лишено возможности даже близко подойти к кино: они просто не потянут плату за обучение. Лет двенадцать уже ведущие мастера театра и кино пишут президенту, премьеру, в Минобразование, в Минфин, в Думу: дайте возможность людям с высшим образованием поступать на эти специальности на общих основаниях. В ответ: естественно, это мы сделаем! И как об стенку горох. А вот батька Лукашенко, когда ему объяснили, тут же внес уточнение в приказ о платном втором образовании: кроме всех творческих вузов…
О нынешних актерах
- Актер предназначен выражать какую-то идею – не интеллектуально, а собой: сердцем, печенкой. А с идеями плохо. Поэтому большинству сегодня приходится играть не роли, а функции. Генерала милиции, например. И сидит он, чего-то там штукатурит, придавая этакую характерность – то спичку в зубах держит, то в ухе ковыряет. Или икает для образности. Или матом ругается, потому что играть нечего бедным актерам. Нечего играть!.. Поэтому и своеобразия очень мало, они очень похожи друг на друга. Мы видим на телеэкране полукрасивых молодых людей и девушек. А ярких ничтожно мало. Ну, Сухоруков. Кто еще? (Предложение коллег записать в яркие Безрукова с Мироновым не прошло).
О последних (надеюсь) «Утомленных солнцем»
- Ну а что сказать? Непонятно, для чего это делалось. Существует же невероятно мощная литература о войне. А это какое-то особое отношение к реалиям. Михалков опытный кинематографист и от него ожидалось чего-то более сущностного. Меня это просто удивило…
О потребности в цензуре
(по поводу мата с экрана и т.д.)
- Некая цензура необходима. Но введи цензуру, и она всё равно перейдет в политическую плоскость. А это мы уже проходили. К тому же, каналы-то все федеральные, значит, государство от этого просто отстраняется. А вот у Петра Фоменко в театре никто не ругается. Гениальный танцовщик Володя Васильев не ругается (общий смех).

Напоследок я не сдержался и похвастался, что родились мы с дорогим гостем в один день. На что тут же получил предложение вместе и отмечать. Главное же, что я понял из состоявшегося разговора, - Вадим Абдрашитов готов и хочет снимать кино. И значит, будем ждать…
Сергей СЕНИЧЕВ.

«Известия Мордовии»