Национальный театр Мордовии представил премьеру «Спасение любовью»

28.04.2012 14:09

Национальный театр продолжается экспериментальное сотрудничество с режиссёром Республиканского кукольного театра Лилией Шаховой. Правда, если прежде её постановки с драматическими актёрами адресовались детской и молодёжной аудитории, то теперь Шахова выпустила спектакль о сложности семейных отношений по пьесе современного финского драматурга Анны Крогерус «Из любви ко мне» - в дословном переводе. К слову, пьеса была отмечена премией Союза театральных критиков Финляндии и переведена на английский, французский, русский и шведский языки.

Сразу оговоримся, мордовского перевода пока нет, и в Саранске премьеру играли на русском. И назвали спектакль - «Спасение любовью», не потому, что так благозвучнее, а чтобы подчеркнуть главное значение чувства, которое сложно объяснить, невозможно понять рассудком, но которое является сутью жизни любого из нас.

Вовсе не принципиально, в какой стране разворачивается действие. В данном случае берётся материально обеспеченная семья Яловаара, обитающая в стильно и богато обставленной квартире. Лаконичная сценография художника Владимира Фурсова, составленная из белых угловатых геометрических фигур, не просто создаёт респектабельный интерьер (что, кстати, подчёркивает и профессиональную принадлежность хозяйки), но создает атмосферу остроты отношений, складывающихся между близкими людьми. Хотя внешне всё выглядит вполне благополучно.

Только ухоженная эффектная красавица и, судя по всему, не обделённая дизайнерским талантом, Теа в исполнении Марины Аверкиной, не находит удовлетворения в реальной действительности, которая ей видится уныло серой. Сбегая от утомительной обыденности в свои эфемерные фантазии, стимулируемые дорогим алкоголем, она периодически срывается на дочь и хронически недовольна мужем. Хотя, наверное, когда-то они были счастливы друг с другом. Её супруг Лаури (Дмитрий Мишечкин) – психолог и модный телеведущий, раздающий зрителям мудрые философские советы и пользующийся бешеной популярностью у поклонниц, старается максимально погрузиться в работу, чтобы не чувствовать душевного одиночества, окружающего его в стенах собственной квартиры. Как ни странно, герой Дмитрия Мишечкина, вроде бы сконцентрированный на своей пошатнувшейся самодостаточности, по-мужски сдержанно, но острее, чем жена, реагирует на проблемы, терзающие их дочку Сильвию.  

Названная в честь обожаемой мамой поэтессы Сильвии Плат, именно она излучает свет оптимизма среди мрака отчуждения. Ей хочется гулять с собачкой, она воображает себя прославленной фигуристкой и мечтает о счастливой (как это ей видится) взрослой жизни, не подозревая, что, повзрослев, многие, увы, не могут обрести этого самого счастья. Но за всеми этими детскими тоже сквозит мучительное одиночество ребёнка. Хрупкая, подвижная Екатерина Исайчева поразительно органична в роли десятилетней девочки-подроста – импульсивной, эмоционально непосредственной, угловатой.

Новая соседка Сана (Наталья Скворцова), появляющаяся в их доме, оказывается своеобразным индикатором назревшего конфликта. Она пытается подружиться с Теей, завоевать симпатию Сильвии, соблазнить Лаури, потому что в собственном браке с преуспевающим, много зарабатывающем мужем тоже, по сути, одинока…

И звучащая на протяжении спектакля музыка Яна Сибелиуса усиливает ощущение гнетущего отчуждения, хотя режиссёр разнообразит действие смешными моментами и пикантными эротическими сценами.

А неожиданная развязка, может, и выглядит неправдоподобно мажорной, зато оставляет проблеск надежды, что искренняя любовь ребёнка всё-таки способна сохранить семью и вернуть в сердца родителей тепло и взаимопонимание, желание слушать и слышать друг друга.

 

Мила МЕЛЬНИКОВА.

«Известия Мордовии»