Таксистов-нелегалов начали штрафовать
25.04.2012 17:09
Долгожданный инструмент для официального контроля над нелегальными перевозками в такси появился у Госавтоинспекции 13 апреля. Именно тогда вступили в силу изменения в Правила дорожного движения и положение о допуске транспортных средств к эксплуатации. Сумма штрафа за нелегальный «извоз» достигает 5000 рублей.
Предпраздничные пасхальные дни преподнесли неприятный сюрприз для тех, кто поздно возвращался домой и вынужден был добираться домой на такси.
Многие по привычке вышли на стоянки, но не увидели поблизости ни одного автомобиля с оранжевыми шашечками. Причиной массового ухода «в тень» стала злополучная для перевозчиков пятница, 13-го - день, с которого сотрудники ГИБДД получили право проверять легковые такси и штрафовать водителей-нелегалов, а таких в Саранске оказалось немало. О масштабах можно наглядно судить по мизерному количеству легальных машин такси с опознавательными знаками такси на улицах Саранска.
Новый закон о такси вступил в силу еще с января, но у сотрудников ГИБДД не было прав для осуществления такого контроля за таксистами, пока не были приняты поправки в Правила дорожного движения. Его разработчики руководствовались благой целью – обеспечить безопасность перевозок пассажиров в легковом транспорте. Но на деле оказалось, что этот закон, наоборот, может увеличить армию «бомбил», которые не несут никакой ответственности за безопасность клиентов.
- Сегодня фирмы такси разделились на два лагеря. Те, кто настроен на соблюдение закона, еще до вступления в силу ФЗ №69 объединились в Саморегулируемую организацию. А те, кто в принципе не в состоянии в будущем соответствовать требованиям закона, продолжают работать скрыто, – рассказал председатель «Саморегулируемой организации автотранспортных компаний РМ» С.Н. Кизим. – В рамках СРО мы провели разъяснительную работу с водителями. Центр юридической и бухгалтерской поддержки оказал содействие в оформлении документов, но легальные службы – это капля в море «бомбил». Конечно, уйди они с рынка, появится дефицит транспорта. А сейчас они стоят в привычных местах города и так же приезжают на вызовы, но без шашек. Есть и те, кто просто ждет рассмотрения документов в Госкомтрансе, а сейчас этот срок составляет 30 дней. Мы боремся за его сокращение до 2-3 дней и за упрощение процедуры.
На сегодняшний день 70% водителей служб такси, входящих в СРО, получили лицензии. Остальные – в стадии оформления.
Теперь все водители служб такси обязаны иметь статус индивидуального предпринимателя либо работника по найму, иметь при себе и передавать сотрудникам полиции для проверки лицензию. В Мордовии это разрешение Государственного комитета РМ по транспорту на право осуществлять деятельность по перевозке пассажиров. Автомобиль должен быть оборудован опознавательным фонарем «Такси» оранжевого цвета, а на борту необходимы наклейки или рисунки в виде шашек. В салоне авто размещается информация о водителе с его фотографией, названием фирмы и надзорного органа, а также правила перевозки в режиме такси. В Мордовии это Госкомтранс РМ. Обязателен ежедневный предрейсовый медосмотр водителей и проверка технической безопасности автомобиля, о чем должна свидетельствовать запись в путевом листе. По требованию пассажира водители обязаны выдавать чеки либо квитанции в форме бланка строгой отчетности.
Не каждая служба может позволить себе работать по правилам нового законодательства. Как минимум нужны пункты медицинского и технического осмотра. Открытие медкабинета для мелких транспортных служб нерентабельно. Мелкие службы вынуждены либо уходить с рынка, либо работать нелегально.
- Любое из этих нарушений грозит штрафом для диспетчерской в 200 тыс. рублей и для водителя в 5000 рублей. Но право накладывать такой штраф имеет надзорный орган - Госкомтранс РМ, - объяснил С.Н. Кизим. - Пока сотрудники ГИБДД пресекают деятельность тех водителей, которые эксплуатируют автомобили с опознавательными фонарями легкового такси и/или цветографическими схемами на борту без лицензии, накладывая штраф на водителя в 5000 рублей.
За эти дни сотрудники ГИБДД в Саранске оформили на извозчиков-нелегалов всего 7 таких штрафов. Дело в том, что водители, не получившие вовремя разрешения на деятельность, дружно сняли все опознавательные знаки такси и слились в общей массе автомобилей города. Теперь оштрафовать их может лишь Госкомтранс. В ближайшее время представители СРО совместно с Госкомтрансом и ГИБДД планируют провести рейды по выявлению таких водителей и служб, работающих по нелегальной схеме.
Комментарий
Заместитель председателя республиканской Ассоциации владельцев транспортных средств РМ «Факел» В.В. Кемяшов:
- В сфере пассажирских перевозок всё взаимосвязано. Почему люди вынуждены вызывать такси? Либо если торопятся, либо в позднее время суток привычных маршруток попросту уже нет. Продиктовано это тем, что некого выводить на линию. Водители не идут работать за низкую зарплату, а увеличить ее сложно в условиях сдерживания тарифов оплаты проезда. В результате 30% «Газелей» простаивают. И это при том, что транспорт очень быстро изнашивается, а средств на покупку нового нет. Три года назад город обслуживали 711 машин, сейчас – 491. В год нужно обновлять 10% автопарка. На деле же вместо 50 «Газелей» за 2011 год приобретено всего 17. Вопросы формирования тарифов и господдержки перевозчиков сейчас активно обсуждаются на федеральном уровне.
Поправки в новые правила
В Мордовии лишь около 700 водителей такси получили разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров, – это всего 20% от их общего числа.
Некоторые водители не смогли выполнить все требования, необходимые для получения разрешения на таксомоторную деятельность. Одно из них – водительский стаж более 5 лет. Возможно, этот срок будет снижен до 3 лет.
В Госдуме в третьем чтении принят пакет поправок к Закону «О такси». По мнению экспертов, вступивший в силу закон имеет много недоработок. Например, в нем предусмотрена возможность получения разрешения только на основании собственности на автомобиль. На федеральном уровне будет установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для получения разрешения таксистами лицензий, потому что ряд регионов создали огромные административные барьеры на пути получения этого разрешения. Рассматривается и вопрос о целесообразности оснащения автомобилей дорогостоящими таксомоторными счетчиками. Подписания этих поправок ждут все таксисты, так как они во многом упростят и ускорят получение лицензий теми, кто хочет работать в соответствии с законодательством.
- Нужен рациональный подход в любом нововведении, более тщательная проработка законов, иначе они просто не будут работать, а то и вовсе навредят, - прокомментировал С.Н. Кизим. - Согласно мониторингу сейчас уже есть недостаток в автомобилях такси порядка 30%.
А пока жители города вынуждены голосовать вслепую всему потоку автомобилей на дорогах в надежде, что кто-то из них окажется такси. Вызывая же транспорт по телефону через диспетчерскую, клиенты подходят к подъезжающим машинам с уже ставшим привычным за последние дни вопросом «Вы – такси?».
Светлана БЕРЕЗИНА.
«Известия Мордовии»