19 января студенты покажут спектакль "Недотепы" по пьесе Чехова "Вишневый сад"

17.01.2012 10:39

19 января на сцене Дворца искусств Мордовского госуниверситета состоится премьерный показ новой постановки, осуществленной режиссёром Сергеем Сеничевым (ну, читатели «ИМ», кроме того, хорошо знают его и как журналиста, автора «непричёсанной» публицистики) совместно с актерами  студенческого театра МГУ.

Вообще-то, уже не одно десятилетие в умах энтузиастов витает идея о создании в Саранске молодёжного театра. Кстати, и на официальном уровне, в частности, вице-премьер Правительства, министр культуры Пётр Тултаев неоднократно говорил о необходимости именно такого театра, ориентированного на зрителей, которые выросли из «сказочного» дошкольного возраста, с соответствующим репертуаром и неординарной творческой концепцией.

Но пока официального решения не вынесено. А Сеничев и К собственными силами пытаются сдвинуть ситуацию, сплотившись в единый творческий организм, который без ложной скромности назвали МХАТиком - Маленьким художественным альтернативным театром.

Надо сразу оговориться, дипломированных актёров, окончивших театральные вузы, в Сеничевской труппе нет. Единственный документально узаконенный профессионал – как раз режиссёр Сеничев. А среди артистов – не только нынешние студенты различных непрофильных факультетов – филологического, экономического, географического, математического, иностранных языков, но и выпускники, когда-то участвовавшие в «Студвеснах» под «художественным руководством» Сергея Сеничева, и даже вузовские профессоры.

Это люди, по-настоящему в хорошем смысле больные, одержимые театром. Они выкраивают время, чтобы в свободное от основной работы, научной деятельности, учебы и других важных дел приходить на репетиции, осваивать основы сценического ремесла. Ради чего?

Вот и посмотрим. 19 декабря МХАТик приглашает зрителей на премьеру спектакля «Недотёпы»  по самой популярной пьесе Чехова «Вишневый сад».

Кстати, «недотёпами» - чеховское определение, так он характеризовал «новых хозяев», в которых сильно противоречие между исконной природной добротой и бесчеловечностью, порождаемой их слепой жаждой наживы и приобретательства. Почему Сеничев взял именно эту пьесу? В принципе, ценность классической драматургии в её непреходящей актуальности. А «Вишнёвый сад», чей образ служит символом рая, по мнению постановщика,  «пьеса про всегда. Грустная такая притча о том, что с людьми вечно творилось одно и то же – сто лет назад, тысячу, две… И вряд ли что-нибудь изменится, чего и сколько ни руби…». Иронизируя над действительным положением вещей, изначальный заголовок МХАТовцы антиподно-созвучно переиначили в «Вишнёвый ад».

Хотя, спешим успокоить ревнителей чистоты драматургических замыслов: никаких модерновых «извращений» в спектакле нет.

Некоторые, неплохо знающие Сеничева люди, шутя заметили, мол, Юрич схитрил, приурочил премьеру к собственному дню рождения. А он не скрывает, что не любит именинных застолий и себя в роли «героя дня». Вообще-то саранских «Недотёп» планировали презентовать 17 января, ко дню рождения Антона Палыча. К слову, самую первую постановку «Сада», осуществлённую Станиславским на сцене московского МХАТа, выпустили 17 января 1904 года. Но по объективным причинам нынешнюю премьеру пришлось передвинуть на пару дней. Поэтому «Вишнёвый ад» саранская публика увидит как раз на Крещение.

Правда, зрительный зал университетского Дворца искусств не особо вместительный. И, как выяснилось, все билеты уже заранее разобраны.

А как же быть остальным, кому не досталось билетов, но жутко любопытно, что за произведение там соорудили энтузиасты? Может, всё-таки Сеничев и К сыграют «Недотёп» на «бис»? Вопрос пока открыт. Но ответ, надо полагать, найдется после Крещения.


Мила МЕЛЬНИКОВА.

«Известия Мордовии»