Мастера декоративно-прикладного искусства России показали свои произведения в Саранске
10.11.2011 12:52
Впервые в саранской Галерее на Советской, 29 прошла Всероссийская выставка работ студентов отделений декоративно-прикладного искусства и народных промыслов художественных училищ России «В семье единой», организованная министерствами культуры РФ и РМ в рамках подготовки празднования 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства.
Она собрала более 200 творений, созданных молодыми дарованиями, осваивающими премудрости самобытного декоративного искусства и художественных ремёсел, из 16 регионов страны.
Национальное «лицо» творчества
Особо выделялась витрина одного из старейших художественных учебных заведений России - Палехского художественного училища. Там уже более семи десятилетий ведётся подготовка специалистов по лаковой миниатюрной живописи и иконописи. Знаменитые палехские шкатулки славятся не только в России, но и за границей.
Самое объемное число работ привезло Чебоксарское художественное училище. Ну и, разумеется, всё многообразие национального мордовского декоративно-прикладного искусства продемонстрировало Саранское художественное училище имени Ф. В. Сычкова.
Причем сразу видно, что «у каждого региона своё особенное «лицо», как выразилась на вернисаже заведующая Музеем мордовской народной культуры Маргарита Сурина. Допустим, чувашская керамика и художественное ткачество отличаются от керамики и ткачества, распространённых в Ивановской или Тверской области, воронежская резьба по дереву - от нашей подлесно-тавлинской.
Естественно, молодые художники привносят в своё творчество современное звучание, но их фантазия и оригинальные свежие находки, тем не менее, базируются на народных традициях, бережно передаваемых из поколения в поколение.
Кстати, экспозиции вызвали неподдельный интерес студентов и педагогов местных учебных заведений, имеющих профильное направление, а также архитектурно-строительного факультета и др. Оно и неудивительно.
Кроме достаточно популярных у нас вышивки, плетения, росписи по ткани, резьбы по дереву, керамики среди экспонатов были филигранные ювелирные серебряные украшения-обереги и уникальные сувениры, вырезанные из кости мамонта якутскими умельцами. В Орле ведётся обучение художественной обработке металла.
Примечательно, что в программе многих учебных заведений, участвовавших в Саранской выставке, имеется и такая востребованная специализация, как моделирование одежды. Тут и этнические костюмы, и сценические, исторические наряды разных эпох и народов.
Чебоксарцы экспонировали образцы национальной женской одежды - чувашской и русской (Воронежской и Нижегородской губерний), японское кимоно, платья времён итальянского Возрождения и причудливые головные уборы германского Ренессанса.
А хозяева показали не только национальные украшения-обереги, самобытную эрзянскую и мокшанскую вышивку, орнамент которой имеет сакральный смысл и насыщен родовой информацией. На «десерт» продемонстрировали 14 коллекций модной одежды, изготовленной по мотивам мордовских костюмов, языческой мифологии, этнических легенд студентками Саранского училища под руководством преподавателей Л. Колчановой, Г. Лосевой, Л.Острась и технолога И. Чудайкиной.
Мастер-класс от профи
Мы здесь, признаться, уже привыкли к подобным дефиле, а гости не переставали восхищённо удивляться многогранной творческой изобретательности саранских коллег.
Впрочем, и хозяевам нашлось чему поучиться у мастеров из других российских регионов. Тем более что параллельно с выставкой проводился семинар, участники экспозиции обменивались опытом, на базе Института национальной культуры давали мастер-классы по художественной обработке металла, дерева, ткани и др. На семинар с удовольствием приезжали и педагоги из районов республики.
Вот только досадно, что выставка «В семье единой» продлилась всего …два дня. Организаторы сослались на проблемы с транспортировкой. Дело в том, что студенческие произведения из разных уголков страны на экспозицию везли сами педагоги – кто сколько осилил. А некоторым - сами понимаете - добираться ой, как не близко и не дёшево.
Конечно, хотелось, чтобы экспозиция демонстрировалась подольше, чтобы её могли посмотреть и школьники, и преподаватели ДПИ, да и просто любители декоративно-прикладного творчества. Но, увы. Как потом возвращать экспонаты? Ехать за ними повторно – накладно. Отправлять почтой такие раритеты никто не решится. В таком случае стоило всё-таки заранее активнее анонсировать событие, чтобы информировать потенциальных посетителей.
Наталья Сиротина, директор Тверского художественного училища имени А.Г. Венецианова:
- Нам очень хотелось попасть в Мордовию. Не только показать, чем мы занимаемся, но и поближе познакомиться с культурой мордовского народа. Тем более, в нашей области тоже живут ваши «родственники», представители финно-угорской группы – карелы. Интересно сравнить, что общего, в чём особенность традиционных промыслов и декоративно-прикладного искусства родственных народов. Поучиться, в каком направлении можно развиваться, поделиться профессиональными секретами.
Виктор Николаев, старший преподаватель Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова:
- Отрадно, что в вашем динамично строящемся городе уделяется внимание традиционной культуре, что удалось сохранить исконное национальное прикладное искусство, которое сегодня получает своё закономерное современное развитие. Заметен огромный творческий потенциал.
А нынешняя выставка позволяет увидеть неиссякаемое богатство и разнообразие самобытных национальных культур различных народов, населяющих Россию. И главное, что их объединяет – созидательная энергия.
«Известия Мордовии»