Любо, братцы, любо!

09.11.2011 13:24

После нашей недавней информации о возрождении в Саранске казачества в редакции «ИМ» начали раздаваться звонки. Причем многие из звонивших восприняли новость с немалым скепсисом, если не сказать большего. Лейтмотив примерно такой – где, дескать, казаки, а где Саранск?! Для прояснения ситуации мы встретились с  директором НИИ гуманитарных наук при Правительстве РМ доктором исторических наук Валерием Анатольевичем Юрченковым и атаманом Городского казачьего общества «Свято-Предтеченское», полковником казачьих войск Григорием Юрьевичем Абрамовым.
- Г.А. - Сам по себе факт появления в Мордовии казачьего общества вполне закономерен и исторически обоснован. Как известно, Саранск – один из старейших городов Среднего Поволжья, возник как военная крепость на перекрестке важнейших в то время гужевых трактов, соединяющих Астрахань с Москвою, а Крым с Казанью. Первыми поселенцами саранской крепости стали донские казаки и московские стрельцы, призванные нести сторожевую службу. 
 
В. Ю. – Мордовский край, находившийся на стыке лесов и степей, издавна являлся объектом систематических набегов кочевых феодалов. Крымские татары и ногайцы наносили существенный ущерб населению территорий, граничавших с «диким полем», подрывали традиционные для мордвы промыслы, бортничество.

Во второй половине XVI века развернулось массовое строительство новых крепостей на границе – «засечных черт». В 1556 году укрепилась линия Алатырь - Темников - Кадом - Щацк. В 1584 году была заложена крепость Красная Слобода. Дальнейшее строительство «засечных черт» на территории мордовского края связано уже с событиями первой половины XVII века. В это время возникли города-крепости Саранск (1941 год) и Инсар (1647 год), Атемарский, Шишкеевский, Троицкий, Потижский остроги. Они соединялись между собой валами и засеками, образуя новую «засечную черту». Службу в крепостях и на черте несли различные категории служилого люда – казаки, стрельцы, пушкари и т.д. Так вот, в Саранском остроге в момент его основания поселились 200 казаков. А еще через год в Саранске появились 63 казачьи семьи.

В наш разговор вступает Сергей Николаевич Маскинсков, начальник штаба саранского казачьего общества: «По рассказам отца я знал, что наши предки были одними из первых казаков в Саранске. Позже, когда надобность в охране крепости отпала, казаки занялись сугубо мирными делами. Кто стал скорняком, кто гончаром, а мой далекий предок занялся кузнецким ремеслом. В детстве мой отец показывал мне остатки фундамента нашей фамильной кузницы. Она находилась возле старого Посопского моста и просуществовала до 50-х годов прошлого столетия. Во время войны мой отец подростком помогал деду в кузне молотобойцем. Так что получается, что мой отец стал последним кузнецом из рода Маскинсковых».   
 
Отныне в России   отмечается день   казачества.

-«Я объявляю День Донской Иконы Божией Матери, 1 сентября по новому стилю, праздником православного казачества», - заявил в прошлом году Патриарх Кирилл после литургии и молебна перед чудотворной Донской Иконой Богородицы, временно принесенной в Большой собор Донского монастыря из Третьяковской галереи.

В ответ многочисленные казаки, собравшиеся в храме, единодушно воскликнули: «Любо!»

Как подчеркнул Предстоятель, «казаки всегда были особым образом связаны с Отечеством и Церковью». По его словам, ни одно воинское подразделение в своем уставе не связывало принятие решений с благословением Церкви так, как это делало казачество. «Отсюда произрастало особое мужество, духовная сила, смелость казаков, которые защищали Отечество на самых опасных рубежах. Если взять смуту ХХ века, то до конца именно казаки стояли за сохранение Святой Руси», - сказал патриарх.

В общем, казачество изначально присутствовало в Саранске. Да, во второй половине XVII века казаков из Саранска начали переводить на Дон и в Царицын. Они жили в 4 станицах – Антиповке, Балыклее, Дубовке,Караваевке. В следующем веке мордовских казаков перевели на охрану границ в Оренбуржье, где они обосновали станицу Кулевчи, которая была приписана к Казанскому военному округу Оренбургского Казачьего войска. Но даже после 370 лет, прошедших со дня основания, в городе есть немало прямых потомков, тех самых первых казаков, основавших саранскую крепость,  – Переплетчиковых, Калашниковых, Свешниковых, Селезневых, Калмыковых, Свитиных, Плодухиных, Холоповых, Ворониных, Елховиковых, Лукиных, Лаптевых, Маскинсковых, Егуновых, Зотовых, Щетининых, Юрченковых, Нищевых, Спиридоновых и других.

Из вышесказанного можно констатировать, что инициатива организовать в Саранске казачье общество имеет под собой реальную историческую основу.

Между мордвой и казачеством имеется многовековая культурная и бытовая взаимосвязь. Без малого 6 лет назад Указом России принят Закон «О государственной службе Российского казачества». В соответствии с ним в рамках Совета при Президенте РФ в Приволжском Федеральном Округе была создана комиссия по делам казачества. Естественно, Саранск, основанный именно казаками, не мог остаться от этого дела в стороне.

Атаманом саранских казаков был избран Григорий Абрамов. Его прадед за храбрость, проявленную на полях сражений в I мировую, был награжден Георгиевскими крестами. Был близко знаком с Семеном Буденным, в Гражданскую воевал под его началом в Первой Конной армии. Прабабка была фрейлиной супруги последнего русского царя. Со своим будущим мужем она познакомилась в госпитале, где тот находился на излечении. В семье Абрамовых даже в советское время стремились сохранять казачьи обычаи. Сам Григорий Юрьевич отдал четверть века Военно-Морскому флоту, не раз выходил на боевое дежурство в мировой океан. Известно, что моряки всегда носили военную форму с особым шиком. Так что не мудрено, что казачий мундир сидит на нем как влитой. Конечно же, дело вовсе не в мундире, хотя униформа казака красива.

Казачество издавна ассоциируется как некий символ беззаветного служения Отчизне, символ патриотизма. И сегодня государство делает все возможное, чтобы воспитать своих граждан патриотами. Одним из вариантов этого воспитания стало возрождение казачества. На сегодня в штате городского казачьего общества числится порядка 50 человек. Зато в Саранской средней школе № 30 «юных казачат» несколько сотен. Причем число кадетских казачьих классов пришлось значительно увеличить, настолько заманчивой оказалась для детей и их родителей возможность кадетской учебы.      

В учебный план кадетов введены такие новые дисциплины, как история российского казачества, история православия, эстетика, этика. Предполагается, что юные казаки будут заниматься плаванием, фехтованием, конной выездкой, танцами, хоровым пением. Хочется верить, что кадеты возродят богатые духовные и культурные традиции казачества, что они вырастут настоящими патриотами своей великой Родины!

«Известия Мордовии»