Потенциал сельских школьников – на высоком уровне

27.10.2011 14:07

Республиканский лицей-Центр для одаренных детей в этом году принял 250 ребят – это школьники с 8-го по 11-й класс, прошедшие несколько этапов вступительных испытаний по профилю. В каждой параллели - физико-математический класс, химико-биологический и информационно-технологический.

Здесь уже учатся школьники со всех уголков Мордовии (представлены все районы, кроме Большеигнатовского). В планах на следующий год – привлечь как минимум 50 учащихся из других регионов, в первую очередь из мордовской диаспоры. Конечная цель – чтобы к тому моменту, как они станут студентами, это были хорошо подготовленные, прогрессивно мыслящие молодые люди, способные развивать инновационное производство, на которое делает ставку республика, - по сути, начинающие ученые.

В 8-м «А» - физико-математическом - уже обозначились лидеры, те, на кого будет сделана ставка на предстоящих олимпиадах.

- Я созваниваюсь с бывшими одноклассниками, рассказываю, какие темы мы проходим, они говорят, что у них на уроках. Мы намного вперед ушли, - хвалится Ирина Кубанова, приехавшая в лицей из п. Потьма Зубово-Полянского района.

Как и другие сельские школьники, о Центре для одаренных детей Ира узнала на встрече с научным руководителем лицея Д.В. Подлесным, который побывал во всех районах республики.

Правда, для родителей до какого-то момента оставалось тайной то, что девочка готовится к поступлению в лицей, выполняет задания заочного тура. Но Ирину Кубанову поддерживала учительница.

А потом, когда нужно было ехать на очный тур, маме ничего не оставалось, как разрешить. Сомнения были: ведь если дочь успешно проходит вступительные испытания, жить и учиться она будет в Саранске, вдали от родителей.

Решение давалось нелегко, но в итоге мама сдалась: «Если хочешь – попробуй. Чтобы не оказалось так, что не поступишь только из-за того, что родители не пустили, чтобы не винила нас».

Шанс, предоставленный родителями и судьбой, Ира использовала достойно. Она была зачислена в Центр для одаренных детей.

- Да, учиться здесь сложнее, чем в обычной школе. Но главное, здесь интересно, - говорит она теперь, нисколько не жалея о том, что в 14 лет пришлось уехать далеко от дома.

Да и не одна она из Зубово-Полянского района, и с девчонками из других районов уже подружилась. И с Катей Аршиновой, которая перевелась сюда из 37-й саранской школы. И с Оксаной Митряшкиной из Чамзинского района, поселка Комсомольский. К тому же на выходные школьники ездят домой.

- Сельские ребятишки оказались в основном трудолюбивые, с высоким потенциалом, - говорит доцент кафедры алгебры и геометрии Национального исследовательского МГУ им. Н.П. Огарева П.Н.Кочугаев, уже 12 лет работающий с одаренными детьми, а здесь, в лицее, он курирует математическое направление. – Они целеустремленные, с удовольствием учатся, быстро усваивают новую информацию. Мы только-только начали заниматься, но восьмиклассники уже «выстреливают», постепенно проявляют свой потенциал. Хотя если говорить об уровне подготовки, который был у ребят к моменту поступления в Центр, то у городских он повыше. Если бы мы отбирали ребят по качеству знаний, которые у них были, то кто-то мог не пройти. Но нам важны не просто знания, а способности, потенциал ребенка, его увлеченность предметом.

- Любовь к физике у меня - от Галины Петровны Королевой, которая вела этот предмет
, - признается Дима Татаркин, прежде учившийся в Чамзинской школе №2. - Но здесь уроки еще интереснее.

Еще бы! В числе преподавателей Центра - 3 доктора наук, 23 кандидата наук. Здесь собраны лучшие педагогические силы, учителя, ученики которых уже добивались высоких результатов.

А на счет «нравится» - это он, конечно, скромничает. Его работы уже отличаются от тех, что делают одноклассники. Какой будет результат – покажет время.

Любопытно, но в физико-математическом классе Центра для одаренных детей девочек почти столько же, сколько парней. Правда, ни преподаватели, ни ученики ничего удивительного в этом не видят.

После обязательных уроков у детей – клубы по интересам.

А интересы у лицеистов понятные – физика, химия, биология, математика, информатика.

Впрочем, в первой половине дня – обычное расписание. Есть и география, и история, и ОБЖ. Физкультура, как у всех школьников, - три раза в неделю. Правда, не все даже саранские школьники ездят на занятия в спорткомплекс «Мордовия». А лицеистов, среди которых есть и те, кто вчера учился в небольшой сельской школе, возят туда на специальном автобусе, и для уроков физкультуры им предоставляются бассейн и легкоатлетический манеж.

Сегодня Центр для одаренных детей размещается на трех площадках.

Учащиеся биолого-химического направления живут и занимаются на улице Солнечной, в здании Саранского автомеханического техникума. Информационно-технологические классы – в Мордовском республиканском институте образования. Физико-математические – в бывшем здании школы для слабослышащих на Юго-Западе.

Но здание общежития в центре города, на улице Московской, для них уже реконструируется.

«Известия Мордовии»