Струны чуткой души

07.10.2011 11:33

Лидеру национальной детской поэзии Мордовии Анатолию Федоровичу Ежову 10 октября исполняется 70 лет. Лидером его назвал известный русский поэт, лауреат Государственной премии России Виктор Кочетков. Вот его слова: «Я неплохо знаю Мордовию, ее богатые исторические и культурные традиции, но когда прочитал стихи поэта Анатолия Ежова, я еще больше полюбил этот народ, услышал новые чарующие звуки струн его чуткой и отзывчивой души. Через поэзию Ежова можно заглянуть вглубь истории мордовской земли, увидеть грани сегодняшней жизни, узнать о чаяниях народа и надеждах на будущее». 

Конечно же, наша газета не могла оставить без внимания важное  событие, и мы отправились к юбиляру в гости.

Первые шаги

Прежде чем отправиться к Анатолию Федоровичу, прочитал в воспоминаниях Григория Пинясова слова детской писательницы России Ирины Токмаковой: «Корни поэзии Анатолия Ежова уходят вглубь народной души, питаются ее живительными соками, поэтому в ней много доброты, света и мудрости. Когда читала его сказки, то сложилось такое впечатление, будто в Мордовии не только люди, но и лесные обитатели кажутся смышлеными и интересными. Такая поэзия многого стоит». Хотелось удивить поэта и писателя своей осведомленностью, но он о мнении Токмаковой уже давно знал и предложил чаю. А еще ему хотелось узнать новости о своих коллегах в Доме печати.

Анатолий Федорович относится к категории тех пишущих людей, которые о себе рассказывают скупо. Он даже извинился за свою профессиональную привычку старого журналиста больше слушать, чем говорить. А начинал он пробовать свое перо со стихотворения о людях труда в Зубово-Полянской районной газете в школьные годы. «Первая публикация – это всегда крылья. Пусть для невысокого полета, но все-таки крылья», – признался Анатолий Федорович.

Разумеется, охватила детская эйфория, но до звездной болезни не дошло: постепенно душа утихомирилась, тем более, отец Федор Григорьевич насмешливо остудил: «Эка важность. Вон девки каждый день частушки сочиняют». Отец был строгим: на видном месте у косяка красноречиво висели вожжи. Правда, пускал  он их в ход крайне редко, со всех детей (пять братьев и две сестры) требовал быть трудолюбивыми и скромными. И Анатолий Федорович начал писать в стол.

Однако скромные крылья, данные райгазетой, требовали от выпускника Подлясовской школы  Анатолия Ежова продолжения полета на более значительной высоте.

Не думай о славе

На втором курсе филологического факультета МГУ имени Огарева Анатолий Ежов перешел на профессиональную журналистскую работу в газету «Мокшень правда». Однако писать в эту газету и журнал «Мокша» он начал еще на первом курсе и был знаком с основными небожителями мордовской литературы: с Ильей Девиным, Михаилом Сайгиным, особенно сдружился с Александром Малькиным. Александр Степанович, как большинство красивых людей, старел незаметно и внешне мало чем отличался от начинающих молодых литераторов. Это был солнечный поэт и солнечный человек, у которого Анатолий Федорович научился не столько литературным премудростям, сколько здравомыслию в быту и жизни.

– Не думай о славе, думай о хороших стихах, и твоя жизнь станет комфортной, – часто повторял Малькин. – Люби жизнь во всех ее проявлениях, и хорошие строки придут сами.

И действительно, журнал «Мокша» все охотнее и охотнее публиковал стихи Анатолия Ежова.

– Учись импровизировать стихами, – говорил Малькин и объяснял: – Например, бритье, откровенно говоря, – дело скучное, а ты не скучай, сочиняй. Ну-ка, дай тему.

– Я и газета «Мокшень правда», – подкидывал Ежов.

– Очень хорошо. Так, вот… Когда я закончу бриться, стихотворение будет готово.

И  действительно, пока поэт мыл станочек, то уже читал свежеиспеченное стихотворение о своем молодом коллеге. Четыре строфы, 16 благозвучных строчек. Этому фокусу научился и сам Ежов. Однажды его супруга Галина Ивановна спросила: «Ты чего там бреешься и бормочешь?»

– Да вот, какие-то дурацкие стихи в голову лезут. Вот и убираю дурь.

Шутка в жизни супругов Ежовых – дело обычное.

А вот на профессиональной ниве – в журналистике – жизнь была не всегда безоблачной. Трамплином стало стихотворение «Партии»: в 1960-е годы наши сердца, в том числе и сердце Анатолия Федоровича, принадлежали КПСС. Это стихотворение жирным 12-м кеглем вышло на первой полосе газеты «Мокшень правда», и редактор Сурков пригласил студента на  профессиональную работу. Сначала учеником литсотрудника (была такая должность), потом стал литсотрудником отдела промышленности, которым заведовал писатель Михаил Андреевич Кяшкин. И вот молодой журналист принес репортаж с экскаваторного завода, который, как ему казалось, подготовил блестяще. Переписал дважды. И надо же, какой неприятный сюрприз: Кяшкин сначала зачеркнул полстраницы, потом страницу и в конечном итоге забраковал весь текст, прошипев: «Со словом надо работать. Иди, дерзай, а этот материал не годится».

Анатолий Федорович и сегодня уверен, что звезды без хорошей практики не вспыхивают. Требуется большой труд, выработка собственного стиля изложения – собственной хватки, и только тогда можно говорить опять же не о звездности, а о простой квалификации пишущего человека. Что касается звездности, то о ней лучше не думать вообще, и, как говорил Малькин, жизнь станет прекрасной. Терпение и терпение, несмотря на неизбежные  «шишки».

Тяжелое
молчание


Анатолий Федорович прошел большую журналистскую школу, а потом и сам занимал руководящие посты в сфере средств массовой информации. Окончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС, отделение журналистики, он обладатель двух дипломов о высшем образовании. Конечно же, у него своя журналистская «хватка» и своя «хватка» писателя и поэта в литературном мире России. Однако, несмотря на многочисленные литературные регалии, он со своими учениками ни журналистскую, ни литературную дедовщину никогда не устраивал, старался быть деликатным, и это ему всегда удавалось. А занимал он весьма серьезные посты: редактор районной газеты, редактор Мордовского радио, заместитель Председателя Комитета гостелерадио при Совете Министров Мордовии, Министр печати РМ. Приходилось ли заслуженному писателю Мордовии конфликтовать со своими подчиненными, так сказать, пользоваться отцовскими «вожжами»?

Одна из его бывших сослуживиц рассказала интересный случай. Анатолий Федорович находился в командировке, и за это время его небольшой коллектив слегка расслабился. Приехал он недовольный, и на планерке решил сказать все, что он думает о работе коллектива в его отсутствие. Все понимали, что шеф недоволен. Тишина. Ежов тяжело молчал. Оказывается, можно молчать тяжело. Сейчас грянет гром. Тогда одна из сотрудниц робко попросила: «Анатолий Федорович, только не матом». И этим разрядила обстановку, которая вновь стала рабочей. Тяжелая тишина запомнилась, и сотрудница сказала: «Чем так молчать, лучше бы уж поругал».

Я напомнил этот служебный эпизод юбиляру, но он об этом случае позабыл. И тогда его сын Евгений рассмеялся: «Это похоже на папу. Иногда он так молчит, что уж лучше бы избил. А вообще, Абай Кунанбаев говорил: «Кричащий в гневе смешон, молчащий – страшен».

Кстати, сын Евгений Анатольевич является начальником полиции г. Саратова, полковник, а в прошлом году окончил Академию МВД России. К двум высшим образованиям прибавил академическое.

Серебряные орешки

Удивляет, что, занимая ответственные посты, Анатолий Федорович ухитрялся находить время для своего основного предназначения: писал стихи, прозу, которая изумляла даже таких корифеев русской советской литературы, как Виктор Кочетков и Ирина Токмакова. А первая книжка стихов вышла в 1970-х годах. Тоненькая книжица, которая для автора стала самой дорогой: «Тяштенят – сиянь пяштенят» («Звездочки – серебряные орешки»). (Увы, по-русски строчка звучит неважно). В те годы писателям платили хорошие гонорары. За эту книжку Анатолий Федорович получил более полутора тысяч рублей. Чтобы понятнее было молодежи, скажу, что можно было купить на эти деньги: лучший мотоцикл тех лет «Урал» с коляской или 15 хороших костюмов, или машину сахара.

А потом книги больших и малых объемов начали выходить часто. Всего  у писателя 23 книги, на днях выйдет 24-я. Читатели надеются и на 25-ю.

 От души поздравляем юбиляра, желаем ему крепкого здоровья и писательского счастья.


«Известия Мордовии»